Лечебная физическая культура.
|
Лечебная
физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических
упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с
лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование
основной биологической функции организма — движения.
Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные
понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе
после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это
и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры
в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых
различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую
специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.
ЛФК — раздел клинической медицины
Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины,
изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в
сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической
культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления
здоровья больного человека и его трудоспособности.
Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина,
объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную
специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина курсами
курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это —
медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может
быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского
института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный
массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание,
и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в
лечебных целях.
Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы
рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с
лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и
проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения —
больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК
от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет
рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК
только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не
ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также
профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и
широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только
подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную
оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься
самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень
осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по
программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и
даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей
физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и
под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не
всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры
лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от
спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура,
и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические
упражнения.
Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Как
известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение
результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и
воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию
физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию
организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с
педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений,
прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не
подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая
составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно
травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная
физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном
здравоохранении.
Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия,
благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений
в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического
движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была
система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.
Средства, формы и методики ЛФК
Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть
специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК
— физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом
этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния
организма, общей физической работоспособности.
Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в
рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы
ЛФК.
Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики
ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот
метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме
индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической
ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе
с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».
Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические
физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на
тренажерах…
Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.
Формы ЛФК |
Средства ЛФК |
Методики ЛФК |
Способ проведения занятий ЛФК |
|
- Физические упражнения.
- Физические упражнения в воде.
-
Ходьба.
- Восхождения
- Занятия на тренажерах.
- Плавание
|
|
- Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия,
малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел]).
- Самостоятельные занятия — физические тренировки
|
Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию
самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного
отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в
форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для
обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения
применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При
функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма
(например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства
ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и
самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при
избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.
Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура
лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки,
ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения,
игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в
форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную
форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах)
для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК(например ЛФК для лечения
артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.
Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в
нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью
ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство
ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом
возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным
локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при
нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича.
Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют
лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и
специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.
История ЛФК
История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и
природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации,
история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном
отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические
отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел
необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный
тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае
дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства,
а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская
гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами
лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает
определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача
самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для
пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть
двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача
медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими
вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку
медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были
длительное время в ведении именно народной медицины.
ЛФК в древнем Китае
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным
лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди
знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его
двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в такие
маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев
человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему
представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей
атрофировались. В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в
книге «Кунг-Фу», название которой можно перевести как «трудный путь к
совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она впервые
была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все движения
современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств.
Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы, трансформировались в одну
из совершеннейших систем психофизического воспитания. В Китае физические
упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий. В
Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной
гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских
врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления
позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был
создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный
массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики,
приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях
широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.
Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель
китайской гигиенической гимнастики, утверждал, «Тело требует упражнений, но не
до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной
дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если
ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много
движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но
принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в
двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.
ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме
Древнегреческий философ Платон (около 428—347 гг. до н. э.) называл движение
«целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) — «кладовой
жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5
веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом
замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона.
Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для
лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого
себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают
основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не
в храмы, а в гимназии — в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам
Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно
туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет,
обучая своих пациентов лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика,
которого справедливо называют отцом медицины. (460—377 гг. до н. э.) привнес в
греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной
дозы» физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические
упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья
людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой — «Гимнастика,
физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
— говорил он. Клавдий Гален (129—201 г. н. э.) — последователь и поклонник
Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач,
который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он
создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и
гармоничного развития человека.
Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное
увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая
древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое
предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных
тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья,
ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют
и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих
трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт
последующей мирной врачебной практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал
я здоровье своим больным посредством упражнений». Труды
Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до
эпохи возрождения.
На протяжении всей своей жизни Гален проповедовал известный еще при Геродика «закон
здоровья» «дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами, пейте
правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное
отправление кишечника и управляйте эмоциями»
ЛФК в России
Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему
физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических
условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие,
городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука,
бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством
поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и
сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой
внешней красоты.
Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической
культуры, существующая с начала нашей эры, — банный ритуал. В бане лечили и
восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук,
член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что
русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая
заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая
продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием
русской бани.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со
второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем
Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский
факультет. Теперь — это Московская медицинская академия. Первые профессора
медицины Московского университета были активными сторонниками физических
упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.
Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А.
Семашко, В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская,
Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
До революции 1917 года медицина России была неэффективной и речи не могло быть о
массовом применении лечебной гимнастики, о научных разработках в этой области.
Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и массового
физического воспитания населения России, происходило в первые годы революции.
Строительство советского здравоохранения осуществлялось под руководством Николая
Александровича Семашко, наркома здравоохранения РСФСР. Уже в 1923—1924 гг. были
видны успехи этой реформы, целью которой декларировалось оздоровление нации и
массовая физкультура. Николай Семашко на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов в
октябре 1925 года впервые поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того,
чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.
Быстро развивается курортное дело и физическая культура как важная составная
часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по
проведению физической культуры на курортах, которую возглавил профессор В. В.
Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в
Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в
котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению
физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в
курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях (гимнастические
упражнения, отдельные виды спорта, игры, терренкур, экскурсии и прогулки,
естественные факторы природы, отдельные лечебные гимнастические системы и пр.).
В том же году при участии Н. А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и
практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось
и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.
В 1923 г. в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта первая
кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которой с 1926 по 1964 г.
руководил известный профессор И. М. Саркизов-Серазини. Студентам читали лекции и
проводили практические занятия по общей и частной патологии, по лечебной
физкультуре, по спортивному массажу, по физиотерапии и спортивной травматологии.
В 1929 г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова «Лечебная физкультура», после чего
утвердилось название лечебного метода применения физических упражнений для
лечения больных. В 1928 году был принят термин «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
взамен терминов, употреблявшихся в то время: «кинезитерапия», «мототерапия»,
«врачебная гимнастика». В том же 1928 году в Государственном центральном
институте физической культуры (ГЦИФК) начинают читать первые лекции по врачебной
гимнастике, массажу, физиотерапии.
В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача —
специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано первое руководство по
ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно переиздавалось (1937, 1947,
1957 и 1963).
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась.
Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и
ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов
восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический
опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего
времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях
опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед
лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление
нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности
и выносливости.
Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль.
Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации,
защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт
«Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и
последствиями детского церебрального паралича» — центр Дикуля. В последующие
годы в одной только Москве открылось еще 3 центра В. И. Дикуля. Затем под
научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по
всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т. д.
В настоящее время можно выделить современный этап развития ЛФК. Отчасти это
негативный процесс — копирование западных систем реабилитации, отчасти — это
естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической культуры и
с достижениями современной медицины.